Вежливым быть просто
С раннего возраста ребёнка следует приучать к вежливости: здороваться, прощаться, извиняться как с родными и знакомыми, так и с незнакомыми людьми. Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, внимательности, заботливости к ним. Вежливость украшает действия человека.
Вежливость — одно из тех качеств, которые всегда вызывают уважение у окружающих. Конечно, она не появляется сама по себе, а является результатом правильного воспитания. Учить ребенка вежливости нужно уже в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем она стала естественной нормой поведения.
Что такое «вежливость»?
Понятие «вежливость» не имеет четкого определения. Называя человека вежливым, мы подразумеваем его умение следовать общепринятым правилам поведения, благодарить, предлагать свою помощь, в любой ситуации относиться уважительно к окружающим.
Вежливый ребенок говорит «спасибо» и «пожалуйста», здоровается со взрослыми, просит разрешения взять игрушку товарища, делится шоколадкой. Вежливость проявляется и в уважении к старшим, выполнении правил поведения в общественных местах и соблюдении этикета. Это личностное качество необходимо для социальной адаптации ребенка, поэтому очень важно выработать стремление к вежливости уже в дошкольном возрасте.
Как воспитать вежливого ребенка?
Воспитание ребенка — это не только поучительные лекции, поощрения за успехи и наказания за проступки. В первую очередь, воспитательный процесс строится на демонстрации наглядного примера в семье. Вам не придется искать методики, поэтапно описывающие, как научить ребенка вежливости, если вы с уважением относитесь к окружающим. Дети изо дня в день наблюдают манеру общения своих родителей и автоматически принимают ее за норму. Если мама или папа допускают в речи нецензурные выражения, грубят продавцам и проходят мимо нуждающихся в помощи людей, малыш посчитает такое поведение единственно верным и будет практиковать его в будущем. Если же родители уступают место пожилым людям, с улыбкой здороваются со знакомыми и не мусорят на улицах, то и ребенок унаследует такую модель поведения.
Следование некоторым правилам поможет родителям воспитать в дошкольнике вежливость:
- Не ругайте ребенка, если он не сказал «спасибо» или «пожалуйста». Возможно, малыш растерялся, разволновался и забыл, что нужно делать. Возможно, просто застеснялся и предпочел промолчать. Не называйте ребенка невоспитанным — вешать подобные ярлыки ни в коем случае нельзя. Лучше обсудите ситуацию, выясните причину его поведения и объясните, как следовало поступить.
- Ищите примеры в мультфильмах и детской литературе. Детям нужны наглядные ситуации, чтобы лучше понять и запомнить полезную информацию. Смотрите с ребенком мультфильмы, читайте книги с положительными героями. Разбирайте ситуации, в которых эти герои совершают правильные поступки, и обязательно одобряйте их — тогда ребенок поймет, что такие поступки и такое поведение положительно оценивается взрослыми.
- Хвалите ребенка, когда он демонстрирует свои навыки вежливости. Открыл дверь человеку с тяжелой сумкой, без напоминания поздоровался с воспитателем или предложил другу свою игрушку — обязательно отметьте этот поступок и похвалите.
- Разучивайте стишки с вежливыми словами. Дошкольники гораздо быстрее запоминают информацию, если представить ее в игровой форме. Например, самые важные слова вежливости можно разучивать с помощью легких четверостиший. Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «Привет!»,
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, здравствуй!» - Развивайте в ребенке искренность и эмпатию. Умение сопереживать — качество, которое сегодня особенно ценится. Если малыш сочувствует своим товарищам и членам семьи, радуется их успехам и не стесняется проявлять эмоции, то и понять важность такого качества, как вежливость, не составит труда.
2. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик учит правилам поведения за столом»;
3. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик учит накрывать на стол»;
4. «Тётушка Матильда учит хорошим манерам»
5. Мальгинова А., Попов И., Прохоров А., Шайхинуров С., Шевчук И. «Смешарики. Путь в приличное общество»;
6. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик и его друзья. Хорошие манеры»;
7. Высоцкий̆ Д., Шмидт Д. «Три кота. Хорошие манеры»;
8. Ужин О. «Нехороший мальчик»;
9. Успенский Э. «Разгром»;
10.Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
11. Прокофьева С.Л. «Маша больше не лентяйка»;
12. Витензон Ж. «Просто так»;
13. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик. Мастера добрых дел»;
14. Высоцкий̆ Д., Шмидт Д. «Три кота. Бюро добрых дел»;
15. Иванов-Вано И. «Мойдодыр»;
16. Мальгинова А., Попов И., Прохоров А., Шайхинуров С., Шевчук И. «Смешарики. Личная гигиена»;
17. Коростылев В. Н. «Королева Зубная щётка»;
18. Коростылёв В. «Грязнуля»;
19. Местецкий М., Кантор Р., Карас О. «Плохой мальчик».
Комментарии
Отправить комментарий