немного про амбивалентность
Амбивалентность и как помочь ребенку принять свою плохость
Как вы думаете Карлсон в одноименном и всеми нами любимом мультфильме реальный или всё же вымышленный друг Малыша, в которого он "поместил" свою плохость. И как эта плохая часть в виде Карлсона оказывается полезной для Малыша?
![]() |
Есть над чем поразмыслить, не правда ли?☝
Дошкольный период помимо всего прочего несет в себе одну важную миссию - понять какой я сейчас (хороший или плохой), как принять в себе злые мысли и желания и что с этим всем делать. Для начала надо понять, что и мир в целом не хороший, и не плохой. Он РАЗНЫЙ! (Двойственный). не черный и не белый, он разный.
Еще примеры двойственности в характерах любимых персонажей: например, ласковая добрая и заботливая Белоснежка, которая всем помогает, себя как раз защитить и не смогла.
Или зеленый великан Халк, который всё разрушает на мелкие кусочки, является спасателем по сути. И вот какой он: хороший или плохой?
Нас всех с детства учили, что нельзя завидовать кому бы то ни было. Но я, будучи ребенком, ужасно хотела невероятно красивую куклу Барби своей подруги, но тут же ругала себя за это чувство (ведь я же была "хорошей" девочкой). И я до сих пор это отчётливо помню и даже ощущаю. И что делает человек, пусть даже маленький в этой ситуации? Он либо обесценивает обладателя столь вожделенного предмета (ну и что, что у нее Барби, зато я лучше учусь в школе, бе-бе-бе👅, либо...(что для ребенка., мне кажется, сложно) думает, как можно получить тоже самое. В моем случает было первое, ибо обзавестись куклой Барби в далеком 1991 году - это было на грани фантастики. Но борясь с этими чувствами (желая не поссориться с подругой, будь она неладна со своей прекрасной куклой- ШУТКА😂) и зная, что Барби никогда не будет, я сначала обычную куклу представила Барби, потом из накопленных карманных купила первую жутковатого вида китайскую подделку. И пусть у нее ничего не гнулось, но это немного скрашивало моральное состояние. Хотя осадочек все равно остался, чего греха таить. Но мне было уже побольше лет, чем сейчас моему младшему сыну и моим воспитанникам. А ведь подобные чувства я у них встречаю регулярно.
Очень хочется теперь, когда я уже взрослая и осознанная тетя-воспитатель , для начала помочь детям понять свою двойственность, принять свои хорошую и плохие части. А для этого можно поиграть в игры в перевоплощения в страшных или злых персонажей. Надо позволить ребенку поиграть в страшное существо в безопасном пространстве.
Еще приведу пример такой любимой современной игрушки и персонажа (на мой взгляд неприятного), как Хаги Ваги. Он с одной стороны страшный, несуразный, зубастый, а с другой он яркий, пушистый, его длинными руками можно обнимать кого-то...
Или тот же Халк. Ребенок, испытывая злость, может притвориться зеленым великаном, а в другой раз помочь маме , например, понести сумку со словами :"Я Халк!Я сильный и сейчас тебе помогу!"💪 (пример из жизни Анны Николаевой и ее сынишки)
Еще одно неприятное поведение - ябедничество.
Таким образом, ребенок отсоединяет плохую свою часть и превращается в такого праведника. Ребенок при этом преследует цель показать, какой он плохой, а я хороший, это ж ведь он напакостил, а я молодец, рассказал. К слову сказать, у взрослых это проявляется в осуждении, критике и сравнениях себя с другими, что тоже не есть хорошо.
Еще один момент связан с тем, что ребенок может придумать себе вымышленных друзей-шалунов, которые делают нехорошие вещи, ведь он сам не может себе позволить быть таким и надо найти того, в кого поместить свою "плохость". И тут я сразу вспоминаю ангела Малыша и его шаловливого приятеля с моторчиком.
Вы же ни раз замечали, как к общепринятым всеми плохишам нередко тянутся хорошие детки? Это такой способ понять свою теневую сторону.
Итак, КАК ЖЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИНЯТЬ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ?
1) Игры-перевоплощения, где ребенок может принять на себя роль агрессора
2)Учить смотреть на вещи дуалистично, задавая и обсуждая вопросы такого плана:
- Что в этом хорошего/плохого/полезного/вредного?
например, торт - это очень вкусно, но если его съесть много, то...
3) Знакомить со злостью и учить выражать ее экологично. Но об этом в следующем посте и в очередной раз хочу выразить свою благодарность педагогу и коучу Николаевой Анне за столь бесценные для меня курсы, лекционным материалом из которых я пользуюсь для написания своих статей.
Комментарии
Отправить комментарий