Почему аппликация так нужна детям?


 

«Истоки способностей и дарования детей -  на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                                             В.А.Сухомлинский

Казалось бы, что тут особенного: взял заготовки, приклеил на основу и поделка готова. Но не все так просто. Аппликация несет собой очень полезный и интересный опыт для ребенка. Уже в 10-12 месяцев малыш с помощью взрослых способен создать свои первые шедевры, а уж дети дошкольного возраста тем более. Аппликация пользуется особой популярностью среди детей, наряду с лепкой и рисованием. 

Аппликация напрямую связана с познавательной деятельностью, он важна и нужна детям по ряду причин. Вот минимум 5 из таких:

✂ Развивается мелкая моторика. Простыми словами, малыш работает ручками: режет, мнёт, соединяет заготовки и расклеивает их по местам. Подвижность пальчиков благоприятно сказывается на развитии речи и мышления, памяти и внимательности, а ещё это отличный тренажёр для подготовки к письму.

✂ Знакомство с разными фактурами, цветами, формами и размерами. В ненавязчивой игровой форме малыш осваивает ключевые понятия, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшем обучении. Также работа с разнообразными материалами учит проявлять креативность, активирует фантазию.

✂ Формируется пространственное и образное мышление. Умение составлять единую композицию из нескольких частей помогает ребёнку мыслить на перспективу и заранее предугадывать, к какому результату он придёт, совершая то или иное действие.

✂ Привычка доводить дело до конца. Создавая свои небольшие творческие шедевры, малыш осваивает навык не бросать работу на полпути и завершать начатые дела.

✂ Эстетическое воспитание. Создавая красивые вещи, малыш невольно обзаводится чувством прекрасного и проникается симпатией к изобразительному, декоративно-прикладному искусству. Аппликация — эффективный инструмент для творческого самовыражения.

Что такое аппликация?

Само слово «аппликация» с латинскими корнями и в дословном переводе означает «прикладывание, присоединение». В названии — вся суть этого вида декоративно-прикладного творчества. А именно, присоединение деталей и их наложение на фон. Он, как правило, плотнее накладываемых элементов. Последние крепятся к основе с помощью клея, ниток или других «цепких» материалов.

Из чего же могут быть аппликации? Чаще всего их мастерят из картона и бумаги. Но также подойдут и другие материалы: засушенные листья и цветы, солома, ракушки, нитки, лоскутки ткани и даже крупы с макаронными изделиями. Полёт фантазии может быть широким и высоким.

Перед подобными занятиями важно провести подготовительную работу. Можно, например, рассматривать рисунки, картины, читать сказки, знакомиться с интересными явлениями и т. д.

Виды аппликаций

С 5-7-летними детьми на занятиях по художественной деятельности можно изучать несколько видов аппликаций:

  • предметную, где отдельные предметы не задействованы в каких-то сюжетах и имеют простую, чёткую форму и пропорции;
  • сюжетно-тематическую, где изображаются целые композиции с сюжетами из стихов, рассказов, сказок или даже придуманными самостоятельно;
  • декоративную, представляющую узоры из геометрических фигур на квадрате, круге или полоске.

Детей этого возраста также следует познакомить со способами изготовления аппликаций:

  • коллаж, когда используются разнообразные материалы;
  • аппликация из вырезанных элементов предмета, из которых затем на бумаге воссоздаётся предмет;
  • способные стоять объёмные поделки, выполненные из плотной цветной бумаги;
  • фрески (поверхность бумаги смазывается клеем, который потом посыпается песком, крупой или стружкой карандашных грифелей);
  • вырезание силуэтов предметов, из которых создаётся композиция и наклеивается на бумажный лист;
  • составление простеньких цветочных букетов;
  • использование ниток мулине, которые приклеиваются к бархатной бумаге;
  • работа с салфеткой: разорвать на мелкие кусочки, каждый из них смять и скатать в комок;
  • декоративная аппликация из вырезанных геометрических фигур и полосок;
  • аппликация из ваты, которая распределяется по бархатной бумаге тонким слоем и приклеивается;
  • на цветной бумаге проводится контур какой-либо формы и затем по этому контуру бумага обрывается;
  • накладная аппликация, в которой вырезаются разные по размеру, но одинаковой формы фигуры, после чего к самой большой сверху приклеивается поменьше, к той ещё меньше и т. д.
  • мозаика, при которой цветная бумага рвётся или режется на мелкие кусочки, которые затем приклеиваются с внутренней стороны нарисованного контура;
  • аппликация из сухих листьев, которые наклеиваются на бумагу, формируя определённый рисунок.

Предварительно мы с ребятами выполнили небольшое задание, в котором было необходимо ,используя образец, раскрасить рыбок определенным образом.


На следующий день мы приступили к нашим "аквариумам", предварительно обсудив на круге, что такое искусственная экосистема, какие бывают аквариумы и какое устройство они имеют.

Я не очень люблю шаблонное творчество  и предлагаю детям максимально подключать фантазию при выполнении подобных заданий. Цвет, количество, расположение деталей, дополнительные элементы, подписи -пояснения - всё это выбор детей. У некоторых рыбок даже имена появились😍. И как же тут щедро не похвалить каждого отдельно?  Таким образом ребенок учится оценивать свой и чужой труд.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А теперь вторая младшая

Бабочка по имени Евгений

"Голос " ребенка важен!