Почему аппликация так нужна детям?
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Казалось бы, что тут особенного: взял заготовки, приклеил на основу и поделка готова. Но не все так просто. Аппликация несет собой очень полезный и интересный опыт для ребенка. Уже в 10-12 месяцев малыш с помощью взрослых способен создать свои первые шедевры, а уж дети дошкольного возраста тем более. Аппликация пользуется особой популярностью среди детей, наряду с лепкой и рисованием.
✂ Развивается мелкая моторика. Простыми словами, малыш работает ручками: режет, мнёт, соединяет заготовки и расклеивает их по местам. Подвижность пальчиков благоприятно сказывается на развитии речи и мышления, памяти и внимательности, а ещё это отличный тренажёр для подготовки к письму.
✂ Знакомство с разными фактурами, цветами, формами и размерами. В ненавязчивой игровой форме малыш осваивает ключевые понятия, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшем обучении. Также работа с разнообразными материалами учит проявлять креативность, активирует фантазию.
✂ Формируется пространственное и образное мышление. Умение составлять единую композицию из нескольких частей помогает ребёнку мыслить на перспективу и заранее предугадывать, к какому результату он придёт, совершая то или иное действие.
✂ Привычка доводить дело до конца. Создавая свои небольшие творческие шедевры, малыш осваивает навык не бросать работу на полпути и завершать начатые дела.
✂ Эстетическое воспитание. Создавая красивые вещи, малыш невольно обзаводится чувством прекрасного и проникается симпатией к изобразительному, декоративно-прикладному искусству. Аппликация — эффективный инструмент для творческого самовыражения.
Что такое аппликация?
Само слово «аппликация» с латинскими корнями и в дословном переводе означает «прикладывание, присоединение». В названии — вся суть этого вида декоративно-прикладного творчества. А именно, присоединение деталей и их наложение на фон. Он, как правило, плотнее накладываемых элементов. Последние крепятся к основе с помощью клея, ниток или других «цепких» материалов.
Из чего же могут быть аппликации? Чаще всего их мастерят из картона и бумаги. Но также подойдут и другие материалы: засушенные листья и цветы, солома, ракушки, нитки, лоскутки ткани и даже крупы с макаронными изделиями. Полёт фантазии может быть широким и высоким.
Перед подобными занятиями важно провести подготовительную работу. Можно, например, рассматривать рисунки, картины, читать сказки, знакомиться с интересными явлениями и т. д.
Виды аппликаций
С 5-7-летними детьми на занятиях по художественной деятельности можно изучать несколько видов аппликаций:
- предметную, где отдельные предметы не задействованы в каких-то сюжетах и имеют простую, чёткую форму и пропорции;
- сюжетно-тематическую, где изображаются целые композиции с сюжетами из стихов, рассказов, сказок или даже придуманными самостоятельно;
- декоративную, представляющую узоры из геометрических фигур на квадрате, круге или полоске.
Детей этого возраста также следует познакомить со способами изготовления аппликаций:
- коллаж, когда используются разнообразные материалы;
- аппликация из вырезанных элементов предмета, из которых затем на бумаге воссоздаётся предмет;
- способные стоять объёмные поделки, выполненные из плотной цветной бумаги;
- фрески (поверхность бумаги смазывается клеем, который потом посыпается песком, крупой или стружкой карандашных грифелей);
- вырезание силуэтов предметов, из которых создаётся композиция и наклеивается на бумажный лист;
- составление простеньких цветочных букетов;
- использование ниток мулине, которые приклеиваются к бархатной бумаге;
- работа с салфеткой: разорвать на мелкие кусочки, каждый из них смять и скатать в комок;
- декоративная аппликация из вырезанных геометрических фигур и полосок;
- аппликация из ваты, которая распределяется по бархатной бумаге тонким слоем и приклеивается;
- на цветной бумаге проводится контур какой-либо формы и затем по этому контуру бумага обрывается;
- накладная аппликация, в которой вырезаются разные по размеру, но одинаковой формы фигуры, после чего к самой большой сверху приклеивается поменьше, к той ещё меньше и т. д.
- мозаика, при которой цветная бумага рвётся или режется на мелкие кусочки, которые затем приклеиваются с внутренней стороны нарисованного контура;
- аппликация из сухих листьев, которые наклеиваются на бумагу, формируя определённый рисунок.
Предварительно мы с ребятами выполнили небольшое задание, в котором было необходимо ,используя образец, раскрасить рыбок определенным образом.
Я не очень люблю шаблонное творчество и предлагаю детям максимально подключать фантазию при выполнении подобных заданий. Цвет, количество, расположение деталей, дополнительные элементы, подписи -пояснения - всё это выбор детей. У некоторых рыбок даже имена появились😍. И как же тут щедро не похвалить каждого отдельно? Таким образом ребенок учится оценивать свой и чужой труд.
Комментарии
Отправить комментарий