Снижаем уровень тревожности в период адаптации
Что же делать, чтобы снизить уровень тревожности и пройти период адаптации более комфортно?
Для начала выделим три составляющих успешной адаптации:
1) Со стороны ребенка это
-возраст
-индивидуальные особенности психики, характера
-опыт нахождения без мамы, с другими взрослыми
-опыт коммуникации с детьми
-навыки самообслуживания
-навыки общения (например, может ли ребенок попросить помощи)
2) Со стороны родителей
-время и возможность семьи на плавную адаптацию (необходимо заложить от двух недель)
-доверие к воспитателю и детскому саду
-собственный опыт посещения детского сада
-осведомленность об особенностях адаптации
-согласованность действий с педагогом (и тут ответственность возлагается именно на педагога!)
3)Со стороны воспитателя
-эмоциональное состояние
-наличие знаний об адаптации
-умение профессионально общаться с родителями
У нас нет задачи сделать так, чтобы ребенок
НЕ ГРУСТИЛ или НЕ ПЛАКАЛ.
Наша задача — научить ребенка быть в этой эмоции,
учить его выдерживать ее, выплакать весь стресс в ваших
принимающих объятиях и, прожив чувства, пойти дальше.
В этот период высок риск допустить следующие ошибки (педагоги, это больше для нас):
Ошибка 1.
Приуменьшение чувств ребенка
- Ты даже не заметишь, как пролетит время!
- Не переживай, все будет хорошо
- Нашел, из-за чего расстраиваться
Ошибка 2.Обман
- Ты отлично повеселишься с ребятами в детском саду!
( Вы не знаете наверняка, будет ли ему весело
или даже эти 1-2 часа без мамы будут очень тяжелыми)
Ошибка 3.
Избежать эмоций,
чтобы не проживать их
- Не напоминай ему, а то опять плакать начнет
- Как фотографию мамы? Он же будет смотреть на нее и вспоминать постоянно.
- Я не могу сказать ему «Ты очень грустишь по маме», ведь он начнет еще больше плакать
Объясните ребенку, что с ним происходит,
как называется то, что он чувствует:
- То, что ты чувствуешь, называется грусть
- Мы грустим, расставаясь с теми, кто нам дорог
- То, что ты грустишь по маме, означает, что она - очень близкий и дорогой для тебя человек
- Ты злишься от того, что мама уходит, тебе хотелось быть с ней и играть весь день.
- Я понимаю, как тебе непривычно сейчас, ведь ты находишься в новом месте, с новыми людьми
- Всем тревожно, когда они сталкиваются с чем-то новым.
- Открою тебе секрет, когда я пришла сюда работать, мне тоже было тревожно и даже страшно.
Расскажите о том, как
проявляется это чувство.
Дайте понять тем самым, что с ребенком
все в порядке.
- Тебя не привлекают новые игрушки и совсем не хочется играть с ребятами
- Так бывает, когда мы скучаем о ком-то
- Тебе очень грустно, поэтому хочется плакать.
Дайте ребенку возможность
прожить чувство!
В конце этой статьи хочу выразить благодарность моему проводнику в мире дошкольного образования - Анне Николаевой (коучу, педагогу и автору блога "Надежный взрослый") за ее опыт, знания, желание донести до родителей и педагогов в доступной и интересной форме весь собранный педагогический современный опыт, начиная с адаптации и заканчивая подготовкой к школе. Без ее вебинаров и курсов лично мне было бы сейчас очень трудно.
Комментарии
Отправить комментарий